Последние темы
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 14Последний зарегистрированный пользователь: Лидия
Наши пользователи оставили сообщений: 574 в 75 сюжете(ах)
Родимая земля
Путешествие в прошлое. Смотреть на Youtube
Карта Савич
Поиск
Самые активные пользователи за неделю
Нет пользователей |
Подняться с колен
Страница 1 из 1
Подняться с колен
ИСПЫТАНИЕ
Кто и когда оценит педагогический талант Николая Хмеленка — человека необычной судьбы?
В нашей сложной жизни, к сожалению, часто бывает, что не каждый человек находит в себе силы, чтобы подняться с колен, когда на такое положение обрекает его жестокая судьба. Та судьба, которая не подвластна даже силе воли и желанию других помочь. Николай Хмеленок, к большому и совершенно независимому счастью, сумел это сделать.
Мальчик родился со страшным диагнозом — детский церебральный паралич. На всю дальнейшую его жизнь остались незаживающие следы такого недуга. И до сих пор неподвластны они врачам. Маленького Колю, а теперь Николая Павловича плохо слушаются руки, трудно даётся ходьба. В необычную позу приходится ставить себя, чтобы писать стоя, зажав ручку обеими ладонями.
Но обращая внимание читателя на особенности этого человека, одновременно беру на себя тяжкую вину перед Николаем. Знаю: он будет сердиться за то, что выше приведёнными строками вызываю у читателя жалость и сочувствие к нему. Нет, не вызываю и не хочу этого. Однако без этакой характеристики будет непонятным то испытание, которое поставила перед ним действительно жестокая судьба и которое он мужественно выдерживает. Я горжусь тем, что он — в числе моих друзей, является творческой личностью, порядочным человеком. Таким знаю его уже почти 35 лет, с тех пор, с тех пор он прибыл в Городню, которая стала для него родной, как и белорусская земля.
Родился Николай Хмеленок в небольшой белорусской деревне Савичи, что вблизи Брагина. Так случилось, что семья распалась, и мальчик рос и воспитывался без матери. Окружённый бабушкиной лаской и родительским теплом, Коля с необычным детским мужеством закончил десятилетку — преимущественно с отличным и оценками. Он любил учиться, увлекался рисованием, его юная душа постепенно наполнялась прекрасными чувствами, которые шли от доброты людей. Он светлым взглядом смотрел на жизнь, лелеял высокие мечты. Но что ждало симнадцятлетнего юношу, инвалида 1 группы? Судьба была непредусмотрительной, хотя он настойчиво преодолевал все препятствия.
В школе он увлёкся изучением немецкого языка, побеждал на районных олимпиадах. Итак, получив аттестат об образовании, подал документы для поступления на заочное отделение в Минский институт иностранных языков. И до сих пор невозможно понять, почему так бездушно отнеслись к юноше — срезали... Трудно было перенести такой удар юноше. Что стал делать? Решил искать справедливости. Написал письмо в редакцию газеты «Советская Белоруссия». Приехала корреспондент, изучила ситуацию и написала очерк о том, как юноша необычной судьбы мужественно преодолевает обречённость и хочет быть полезным для общества. В редакцию поступили сотни отзывов, в которых читатели возмущались бездушием, невниманием к людям. После этого ректорат вуза изменил своё решение. Николай Хмеленок стал студентом. И это была промежуточная победа. Надо было побеждать самого себя. С юношей на зимнюю и весеннюю сессии в Минск ездил отец, обычный сельский столяр. Без его помощи сын обходиться не мог. И так было в течение пяти лет. Здесь хочу отметить: Николай Хмеленок закончил институт с красным дипломом. Процитирую отдельные строки из письма однокурсницы Регины Карпович из Минска, которая через много лет написала Николаю:
«Мы сидели даже за одним столом, мы были просто друзьями. Я даже пыталась списывать у тебя грамматику, но ты так объяснял мне учебный материал и ненужность списывания, что я потом все годы работы в школе в самые тяжёлые моменты часто вспоминала твоё терпение и врожденное умение общения, твой такт, твоё уважение к тому, кого ты учишь, кто не все знает или совсем не знает. Тебе было труднее, но, несмотря ни на что, ты был лучше нас всех, вместе взятых. А твои стихи! Твоими переводами стихов Гейне мы зачитывались всей группой.
И все годы учебы рядом с тобой был твой отец. Он терпеливо и спокойно ждал окончания занятий, часами шагая по длинным коридорам института иностранных языков. Низкий поклон его терпению, его родительской любви, его желаниям дать сыну высшее образование! Твой красный диплом был, конечно, лучшей благодарностью твоим родителям».
Жизнь и дальше словно проверяла его на стойкость и терпение. В школе, которую когда-то закончил, вести уроки ему не дали. «Что это за такой учитель, который и мел в руке удержать не может?» — такой вывод был новым ударом. Но он должен был выдержать. Снова вмешалась газета. Помогла. Ему предоставили работу. На уроках Николай Павлович пытался улыбаться, доверчиво относился к детям, владел их вниманием. И они также отвечали такой же взаимностью, при необходимости помогали ему. Ученики были восхищены его знаниями немецкого языка.
Конец апреля 1986 года. Чернобыльский реактор хищно дохнул и на Савичи, что в 30-километровой зоне АЭС. Куда было убегать от беды? Да и мог ли физически это сделать Николай? Лишь только в конце сентября его переселили в Буда-Кошелёвский район, где в одной из школ предоставили работу. Но понятие «зона» не остановило зловещую радиацию. Она доставала людей повсюду. Сколько рентген наковали тогда гейзеровые счетчики? Последствия аварии ощутили и там. Скоро умерла Колина бабушка, заболел отец. Могли бы остаться в том белорусском селе оба инвалидов и далее, если бы не весточка от замужней сестры Николая Ани, которая с семьей жила в Городне — недалёком украинском приграничном райцентре. Они переехали туда. Тут началась, так сказать, новейшая история Хмеленков. Она наполнена яркими, жизнерадостными страницами. Николай при поддержке сестры и многих новых знакомых сумел сохранить устойчивость.
Когда однажды Николай Павлович зашёл в редакцию газеты — на третий этаж, где был мой кабинет (я тогда возглавлял творческий коллектив), я был поражён: как поднялся он сюда, ведь лифта в этом админздании нет? И после разговора с ним понял: человек этот настойчивый, целеустремленный и духовно богатый. Его стихи меня взволновали, хотя и нужно было их доработать.
Как переселенцу, жильё ему в Городне так и не дали. Сестра купила небольшой домик на окраине города. Нашлась и работа — вести кружок иностраных языков. Ведь он знал и английский язык. Не было проблем с украинским или русским языками, хотя учился в белорусской школе. Край этот прикордонный на три республики, здесь жители перемешаны веками, поэтому и языки понятны каждому, разве что диалектно разноцветные.
С окраины города было трудно добираться в центр. Каждый раз он преодолевал полтора километра, физически закаляя себя. Скажу теперь так: человек, преодолевая такие трудности, прокладывал себе дорогу в будущее. Кто это такой? — хотели знать об этом человеке и городнянцы. Наша газета тогда рассказала о нём. Ещё с первой встречи стало понятно, что Николай любит поэзию и сам пишет стихи. И вообще человек этот не узко профессионально образованный. Он, словно губка, впитывал знания из книг и жизни.
Работая с детьми, Николай быстро освоился в Городне. Постепенно приобщался к общественной работе, принимал участие в культурно-образовательных мероприятиях. Активная гражданская позиция повышала его авторитет. Конечно, не всё так просто складывалось в жизни инвалида, как кое-кто может подумать. Иногда возникали проблемы. Отдельные чины недоверчиво относились к его инвалидности, профпригодности. Вызвали даже на врачебную комиссию. А может то пытались согнуть его, несмотря на его принципиальность, которая была и осталась непреклонной. Николай отстаивал справедливость, открыто через газету выражал свои оценки событиям, которые потрясали страну в те девяностые годы. Впоследствии городнянцы избрали его депутатом районного совета. А потом ещё и ещё — пять раз подряд. Итак, он оправдывал доверие большинства граждан.
Теперь все знают, что в Городне существует Немецкий культурный центр. Эта общественная организация образовалась по инициативе и благодаря настойчивости Николая Хмеленка. Он объединил городнянских немцев и тех, кто хочет развивать культуру и общение украинского, немецкого и других народов. Налажены связи с такой же организацией Чернигова. Приглашались гости из Германии. Они выражают поддержку организации национальных меньшинств. Доктор Клаус Петер Бах из Меммингена — города, с которым у Чернигова дружеские связи, узнав о судьбе Николая Хмеленка, его инициативе, подарил ему компьютер. Это было чрезвычайно нужное техническое средство для Николая, так как «расковало закованные руки» инвалида, открыло учителю широкий простор для реализации новых творческих планов в профессиональной работе. Оно, в частности, дало возможность быстрее фиксировать и накапливать личные учебные разработки уроков, рабочие тетради и интерактивные упражнения.
— Когда после института я начинал работать в школе, тогда не было множительных аппаратов, — вспоминает Николай Павлович. — Случалось, когда к нам приезжал фотограф из Гомеля, то на мою просьбу он снимал и распечатывал на фотобумаге учебные задания для моих учеников.
Ещё в первые годы преподавания молодой специалист старался делать каждый урок неповторимым, заинтересовывал учеников содержанием и методами проведения. Ещё тогда он посылал отдельные разработки в тогдашние газеты советских немцев «Нойес лебен», «Фройндшафт», «Роте фане», «Дойче альгемайне».
Потом, уже когда он работал в Городне, появился ксерокс, с помощью которого можно легко розмножить любой текст. И Николай Павлович был частым гостем учреждений, которые имели такой аппарат.
А с выходом в Интернет Николай Павлович теперь щедро делится своим достоянием относительно изучения иностранного языка. Знания должны быть доступными для всех и, прежде всего, для тех, кто учит наших детей. «Работая с различными учебниками английского и немецкого языка, — рассказывает Николай Павлович, — я заметил, что вся учебная литература страдает «доступностью», наличием большого количества ошибок методического, научного и фактического плана, что негативно влияет на учебный процесс. Это побудило меня составить свои собственные учебные пособия, которые я разместил в Интернете для свободного пользования».
В начале 2000-х годов Пятигорский лингвистический университет издал его пособия «Разговорные темы по немецкому языку» для учащиесяв 5-11 классов» и «Rund um Deutschland» для студентов 5-го курса вузов. А учебное пособие «Переписываемся на немецком языке» в соавторстве приобрела благосклонность в Нежине. Есть у Николая Павловича сторонники и в Китае: его пособия по немецкому и английскому языкам можно найти среди учебных книг Z-Library — одной из крупнейших онлайн-библиотек в мире.
Современные технологии, по глубокому убеждению учителя, позволяют делать уроки нестандартными и привлекательными, посильными, помогают быстрее усваивать материал каждому ученику разного уровня подготовки, обеспечивать как индивидуальную, так и групповую работу. А для изучения иностранного языка они вообще неоценимы, ибо дают большой эффект: можно слушать, писать, вести диалог, то есть использовать слуховую, зрительную, звуковую и даже ассоциативную память детей.
Николай Павлович сделал такой вывод: «Для первоклассников учебники по английскому языку не нужны. Особенно такие, по которым занимаются украинские дети. Дети там ничего не прочитают, а иллюстрации учитель может показать свои. Даже покупать ничего не надо. В Интернете можно найти любую картинку. И не такую уродливую, как в учебниках, особенно британских авторов». Особенно критически относится Николай Павлович к рабочим тетрадям по английскому языку. Задания в них ничего не учат. Или слишком легкие — раскрасить картинки. Или шарады, непосильные детям. В его рабочей тетради каждое задание интересное и посильное. Дети уже в первом классе читают тексты на целую страницу.
Николай Хмеленок считает, что учебники для украинских детей должны писать украинские авторы. «Ииностранцы не знают особенностей нашего языка и априори не могут написать для нас хороший учебник. Дополнительную книгу — да, но не учебник. И тем более для начальной школы. У нас целый бизнес на учебной литературе. В эпоху компьютеров и Интернета стало очень выгодно выпускать многостраничные учебники и учебные пособия. Чаще всего одна картинка занимает целую страницу. Чем больше страниц, тем больший гонорар».
Свой первый дистанционный курс с немецкого и английского языка Николай Хмеленок разработал десять лет назад. Он считает, что такие курсы должны быть по каждому уроку для всех предметов. Ведь всегда найдётся ребёнок, которому нужно дополнительное объяснение учителя. Ученики болеют, пропускают уроки. Одному учителю не под силу создать целый курс. Этим должно заняться министерство. У нас ежегодно снимают на видео уроки «Учитель года», но никто их нигде никогда не видел. Имея возможность просматривать видеозаписи уроков дома, родители могли бы обходиться без репетиторов.
В Интернете пришлось побывать на сайте Николая Хмеленка «Учим английский с нуля». Представлены видео, тесты по грамматике, тренажёры. Есть и сборник упражнений под названием «Английский с любовью к детям». Обратите внимание на содержание заголовка сборника: так, именно с любовью надо учить детей. Выражение В.А. Сухомлинского о том, что в школе и стены должны говорить, Хмеленок дополняет своим наблюдением: в учебнике даже цвет должен нести информацию.
Сегодня его разработками, учебными пособиями и рабочими тетрадями, а также интерактивными упражнениями и дистанционными курсами пользуются учителя и родители по всему миру.
Весь курс Николая Павловича находится в свободном доступе на Ютубе. К каждому уроку курса учителем подготовлены увлекательные озвученные тесты. Есть учебное пособие к курсу и рабочая тетрадь для 1 и 2 класса — украинский и русский варианты.
Год назад 9-летняя Маша из Канады озвучила этот курс, превратив чтение в увлекательное познание английского языка. Маша родилась в Канаде, с детства её мама учила русскому, но первый язык в её школе — французский. Поскольку Наталья по специальности переводчик, то создаёт все условия для развития ребёнка. В г. Монреаль (это французская провинция Квебек, где два государственных языка — французский и английский) бывшая соотечественница (фанатка иностранных языков) Наталия Лосникова и её дочьа Маша ведут в Ютубе два познавательно-образовательных канала — по французскому и английскому языкам. Девочка немного знает испанский, и когда они бывают на Кубе, то Маша свободно общается с местными, как пишет мама.
Нельзя обойти особую страницу в жизни Николая. Собственно, это не страница, а целая повесть, которя пишется двумя людьми, которые соединили свои судьбы. Они, словно договорившись, шли друг другу навстречу. Его жена Валентина тоже педагог, любит музыку и поэзию, пишет стихи и музыку. Валентина подала Николаю свою руку и душу. Какие-то генетические магниты в их душах притягивали друг друга. Почти через два десятка лет, с тех пор они живут вместе, я сделал такой вывод: Валентина, как женщина-берегиня, укротила жестокую судьбу Николая, а он сумел сделать женщину ещё сильнее. Оба друг в друге открыли большой творческий потенциал. Валентина Яковлевна Хмеленок — авторитетный и уважаемый в округе человек. Она — художественный руководитель вокального ансамбля «Ветеран», много лет радует жителей города и окрестных сёл замечательными концертами. Дважды была победителем Всеукраинского конкурса имени Екатерины Белокур. Кстати, её песня о Екатерине пленила сердца японских слушателей. Но главное — что она вместе с Николаем. Эту любовь, трепет души и теплоту сердец Николай Хмеленок передал читателям в своём сборнике стихов «Вместо признания», которую посвятил Валентине. В книге есть и её стихотворение — своеобразный отклик на признание в любви.
«Вместо признания» — это сборник стихотворений поэта о детстве, школьных годах, о чернобыльской беде. Он отражает разноцветный талант Николая: кроме стихов украинских, белорусских и русских, их автор поместил в ней 16 своих стихотворений на немецком языке, а также переводы Г. Гейне. А ещё — песни, написанные разными композиторами на тексты Н. Хмеленка.
Талантливый человек талантлив во всём. С поэтическим, как и с учительским талантом Хмеленка, любители художественного слова познакомились давно, потому что их автор — член многих поэтических и педагогических порталов в Интернете. В сборнике помещены отдельные отзывы о его творчестве. В коротких рецензиях читатели отмечают «необыкновенную нежность, душевность и искренность», пронизывающих стихи.
Внушать любовь, доброту в человеческие сердца — это так важно в наше время. Любовь облагораживает и объединяет людей. Это издавна известная истина, которую надо не забывать. К сожалению, наша жизнь предоставляет нам немало фактов бесчувственности, ничтожества, подлости, жестокости, а через Интернет сводят счёты, выливают грязь. Мы должны развивать культуру общения, объединять людей в их стремлении быть достойными уровня цивилизации нового тысячелетия.
Николай Павлович одним из первых создал сайты, посвящённые Городне и её людям. Он пропагандирует творчество городнянських поэтов, поддерживает юные таланты через Немецкий культурный центр, переводит на немецкий язык украинские песни.
Достигнув пенсионного возраста, Николай Павлович не успокаивается на достигнутом. Он продолжает оказывать помощь в обучении детей иностранным языкам, в частности английскому. Его бывшие ученики успешно работают в различных отраслях и благодарны своему первому учителю за науку. Но... «Полностью согласна с Вами в том, что государству мы все не нужны, в том числе и наша редакция с журналом, — написала Н. Хмеленку главный редактор журнала «Іноземні мови», доктор педагогических наук С.Ю. Николаева. — Мы работаем по ночам без какой-либо оплаты. Только за то, что учителя иногда говорят нам спасибо. А перед Вами я преклоняюсь и благодарю от имени всех учителей Украины. Сейчас всё держится только на таких, как Вы».
И ещё один отзыв, оставленный на сайте Центра детского и юношеского творчества, создателем и администратором которого является Николай Хмеленок: «Удивляюсь, где Вы нашли столько времени, чтобы разработать такие замечательные тренажёры, презентации и другие методические материалы. Это просто клад для учителей иностранного языка».
Так кто же такой Николай Хмеленок? Человек-инвалид 1 группы, который всю жизнь испытывает себя на прочность через профессию, которая крайне нужна обществу? Учитель, который прививает маленьким гражданам любовь к языкам? Учитель-методист, творчество которого давно пересекло континенты и служит благородной цели человечества? Оценят ли его вклад в педагогическое дело те, кому предстоит это сделать по служебному статусу и по человеческому пониманию?..
Найдётся ли издательство, которое бы помогло издать прекрасные пособия Николая Павловича Хмеленка?
На этом точка.
Л. ЯКУБЕНКО,
Заслуженный журналист Украины
Заслуженный журналист Украины
Последний раз редактировалось: Admin (Пн Окт 24, 2022 12:21 pm), всего редактировалось 8 раз(а)
Re: Подняться с колен
«Советская Белоруссия», 26 сентября 1976 года
Письмо позвало в дорогу
ПРЕОДОЛЕНИЕ
Письмо позвало в дорогу
ПРЕОДОЛЕНИЕ
Мальчик не сразу понял, что он чем-то отличается от остальных ребят. Они могли без устали бегать, перелезать через заборы, взбираться на деревья. А у него быстро уставали ног, хотелось скорее сесть. Руки же совсем плохо слушались. Их словно свело судорогой, притянуло к груди. Пальцы с трудом удерживали ложку, вилку. Мальчик больше сидел возле дома на скамейке. Прибегали соседские ребята, подсаживались, взахлеб рассказывали о своих делах, потом срывались, словно стая воробьёв, уносились куда-то.
Длинная деревенская улица переходила в поле, зелёное, просторное. За ним тёмным облаком вставал лес.
Коля любил свою улицу, свой дом. Особенно, когда солнце золотило желтоватые бревенчатые стены, весёлыми зайчиками играло в окнах. Однажды он попросил отца: «Купи мне карандаши». Отец, странно взглянул на сына, словно что-то хотел сказать, предупредить, но промолчал, и на следующий день принёс коробку цветных карандашей.
Яркие, граненые, деревянные палочки сначала никак не хотели держаться в слабых пальцах мальчика, скользили, падали. Но он оказался упорным, постепенно приспособился, стал брать их двумя руками. В одной было мало сил, а в двух — побольше. Теперь карандаш скользил по бумаге, оставляя яркий след. Мальчик радовался, видя, как появляется на бумаге стена, крыльцо, крыша дома. Особенно нравились Коле жёлтый, красный, коричневый цвета. На его рисунках солнце не уставало освещать родной дом.
Любил рисовать Коля и свою улицу. Он знал на ней каждую выбоину, каждую доску на заборе, а дома и деревья смотрели на него, как старые добрые друзья.
Люди привыкли видеть мальчика на скамейке возле дома, согнувшимся над белым листом. Редко кто проходил мимо, не сказав ласкового, одобрительного слова. Особенно щедры на них были женщины. Они останавливались, тихо вздыхали и смотрели жалостливо, участливо.
Позже Коля узнает название своей болезни — последствия детского церебрального паралича, поймёт, чем обделила его судьба. Но к тому моменту у него уже сложится убеждение, что мир добр и ему есть в нём место.
Когда Коле исполнилось восемь лет, он вместе с другими сверстниками пошёл в школу. В первый сентябрьский день его провожал отец, нёс букет цветов и новый портфель. Так требовала традиция, давняя и прекрасная. Первый шаг в мир познания — это всегда праздник для детей и их родителей. Колю не обошёл этот праздник.
Отец провожал сына в школу и во второй, третий, пятый день. Каждый раз — или отец или младшая сестрёнка шли рядом с Колей, несли портфель с учебниками. Сам он не мог.
Потом это стали делать одноклассники. Ребята полюбили Колю, он был необыкновенно добр, ничего не жалел для других, охотно помогал отстающим. Этот полубольной мальчик вскоре начал обгонять в учёбе многих одноклассников.
Чего ему это стоило, догадывались, пожалуй, только учителя.
Первые буквы. Детские руки выводят их неуверенно, почему-то гнутся, кружочки растягиваются, не вмещаясь в узкое пространство между двумя косыми линейками. А у Коли они вовсе выходили из подчинения. Ручка в слабых пальцах не могла укротить эту своевольную пляску. Мальчик мучился над ними, но не отступал. В какой-то момент он, стараясь вернуть в колею разлинованной тетради пляшущую букву, привстал на парте, крепко прижал к груди руки, и те, найдя опору, медленно, но четко вывели «а». Потом вторую, третью — уже укрощенные буквы. Радость захлестнула Колю. Он одержал победу! Теперь всегда будет писать только стоя. Все долгих десять школьных лет.
Ему помогут учителя. Они не станут вызывать Колю писать на доске, до которой не дотянуться его рукам. Он будет отвечать устно, за партой.
Ему поможет отец. Он дома сделает так, чтобы Коля смог писать стоя. Его отец, Павел Андреевич, немногословный человек, живущий в вечной готовности прийти на помощь сыну, заменить ему и мать, которую тяжелая болезнь месяцами держит в больнице. Отец словно хочет переспорить судьбу, жестоко обошедшуюся с сыном, доказать, что человек сильнее её. Эту почти фанатичную веру, постоянную, молчаливую поддержку отца всё время чувствует Коля. Не будь её, может быть, он и не нашел бы в себе столько мужества в борьбе с недугом. Ведь легче идти в атаку, когда ты не один. А он не один. Рядом — отец, учителя, односельчане. Это ощущение кровной связи с людьми, вера в их глубоко вошли в душу. Оно подсказало подростку слова в одном из его школьных сочинений: «Много хороших людей живёт в нашей деревне, хороших и настоящих… Так считаю я и стараюсь быть похожим на них».
Коля Хмеленок научился не только писать красиво и грамотно, но и чертить, выполнять лабораторные работы, он стал первым учеником в классе. Его сочинения зачитывались вслух, его ответы по истории, обществоведению и другим предметам приводились в пример. Он пристрастился к книгам, полюбил их за то, что они открыли ему широкий мир.
Когда-то, шестилетним мальчиком, он думал, что мир кончается за зелёным полем, тёмной полоской леса. Теперь смотрел на мир с огромной, головокружительной высоты и часто рисовал небо и землю, увиденную глазами космонавтов, — зелёный островок в бездонном пространстве, тёплый комочек жизни. Эти «космические» пейзажи Коли Хмеленка особенно нравились ребятам, не раз получали призы на школьных выставках. Он охотно участвовал в различных олимпиадах, смотрах, особенно когда стал комсомольцем. Кажется, ни один диспут, читательская конференция не обходились без Хмеленка. Коля жил так, словно нс связал ему недуг руки, словно сил у него было не меньше, чем у других. Ему помогало редкостное мужество.
Где-то в восьмом или девятом классе Коля открыл для себя новую вселенную — литературу. Чья строка вдруг ударила, отозвалась в сердце, сейчас не припомнить. Поразило открытие: ведь это моя угаданная мысль, моя боль, моя радость. Мир открывался ему заново, в неведомых раньше красках, звуках, ощущениях.
«Бывает же так: живешь и не замечаешь того, что окружает тебя. Не помню, когда это произошло со мной. Был теплый осенний день. Я вышел из дома и незаметно очутился в совхозном саду. Деревья стояли почти без листьев. Я прижался к одному из них и, кажется, слышал, как оно разговаривало с землёй. Не знаю, как долго стоял так: я потерял ощущение времени и пространства. Когда возвращался назад, в лицо бил холодный ветер. Я согласился бы стоять день. Боже, как хорошо! Вспомнил строки Лермонтова: «Выхожу один я на дорогу». Мне кажется, не вспомнил, а сам придумал. Нет, я этого не могу выразить», — так написал Коля в школьном сочинении «Случай из моей жизни».
Позже к нему пришли другие слова. Сначала чужие, осевшие в памяти, они прорастали, словно зерна, и возникали волнующие новизной образы.
Когда родилось его первое стихотворение? Может быть, в тихий вечерний час, когда, выйдя за калитку, увидел пустынной свою улицу и догорающий закат над полем. Что-то щемящее прокралось в сердце и родились строчки:
Там, где пахнет душистою мятой,
Там, где дикий ракитник растет, —
Ходит парень по травам примятым,
Ходит парень всю ночь напролёт...
А, быть может, совсем в другую минуту. На уроке, когда нечаянно взглянул в окно, а увидел на его фоне тонкий девичий профиль. И мог отвести глаз. Та ли девочка, которую знал с первого класса? Она и не она. Почему же раньше не замечал этой таинственной прелести? Гулко забилась кровь в висках, подступили слова, готовые выплеснуться на бумагу.
Так кончалось отрочество, начиналась юность. А с ней и пора самостоятельных решений.
Колю Хмеленка вызвали в районный центр на медицинскую комиссию. Вернулся он оттуда с жёлтым листочком, где, как приговор, было сказано: инвалид первой группы, нуждается в уходе. Коля засунул справку подальше и ещё одержимее взялся за книги. Пропадал в школьной библиотеке, где у него был свой угол и никто его там не тревожил. Увлёкся немецким языком, читал Гёте и Гейне в подлиннике, участвовал и побеждал в районных олимпиадах, Десятый класс окончил с тремя четверками; остальные — пятерки.
Отзвенел последний школьный звонок, прошумел прощальный вечер. Вот и порог, за которым шагать уже самому. К Коле забегали одноклассники. Один просил дать сочинение о Николае Островском, которое когда-то учитель читал классу: «Может пригодиться. Подаю документы в педагогический». Другой просил проконсультировать по истории: решил попытать счастья в БГУ. Коля охотно помогал, ничего но жалел для друзей. Себе оставлял только их привязанность. Без этого не мог жить. Все восемнадцать лет в доброте и отзывчивости людей находил опору. И теперь решил вместе с ровесниками шагать дальше. Работать в своём селе, учиться в вузе, заочно.
Послал документы в Минский педагогический институт иностранных языков. Получил вызов и поехал сдавать экзамены в сопровождении отца. Врачи были точны, когда написали «нуждается в уходе». Да, Коля не может обойтись без посторонней помощи.
В большой институтской аудитории Коля Хмеленок писал сочинение стоя. Писал о поэзии Маяковского, мужественной и нежной, о его любви к своей социалистической Родине. Если бы экзаменатор вчитался в это сочинение, он невольно почувствовал бы, сколько своего, горячего чувства вложил в него юноша. Но бесстрастная рука преподавателя, отметив одну ошибку, спокойно вывела в конце «4».
Коля Хмеленок сдал все экзамены на «хорошо» и уехал домой ждать ответа. По конкурсу он недобрал полбалла. Но, как инвалид первой группы, имел преимущественное право на поступление.
К сожалению, в приёмной комиссии вуза не нашлось ни одного чуткого человека, который бы внимательно просмотрел документы деревенского паренька с Гомельщины. Никто, видно, не вчитался в его медицинскую справку, в которой названы тяжёлые последствия перенесённой в детстве болезни. Вряд ли кто взглянул на его школьную характеристику, в которой сквозь суховатые и официальные слова так явственно проступают глубокое уважение, даже восхищение учителей мужеством своего ученика.
Равнодушные руки взяли готовый бланк, вписали чернилами слова «не принят», вложили в конверт документы и отправили по обратному адресу: Гомельская область, Брагинский район, деревня Савичи, Н.П. Хмеленку.
... Стопка немецких книг сиротливо лежала на столе. За окном в густеющих сумерках засыпала знакомая улица. Молча, с потемневшим лицом ходил по дому отец. Он вернулся с сыном из Минска потерянный, сразу постаревший.
Но Коля и сейчас решил: но сдамся! Буду поступать на следующий год. А пока — пойду работать. К кому он мог обратиться с такой просьбой? Конечно, прежде всего в школу. Здесь его знали, помогали ему, поверили в ого силы. Встретил же сострадательные взгляды и растерянный ответ: «Кем же ты у нас можешь работать? Ты даже мела в руке не удержишь...»
Павел Андреевич Хмеленок работает плотником в совхозе. Руководители совхоза, конечно же, знали о ого сыне, о драме этой семьи, но ничего для него не сделали.
Впервые Коля испытал, что значит, когда рука не находит опоры и ты остаёшься без поддержки.
Тогда он и написал письмо в редакцию. Он никого не обвинял, ни на кого не жаловался. Он только просил помочь ему с работой. «Я ищу работу, — пишет Коля, — потому что, во-первых, не могу без неё, а, во-вторых, потому что иначе не смогу поступить а вуз... Всё-таки не один я такой. Были люди, которым приходилось ещё трудное, но они не падали духом».
* * *
После письма Николая Хмеленка и вмешательства газеты приказом ректора Минского педагогического института иностранных языков он был зачислен на заочное отделение.
Подыскивают ему и работу по силам в родном селе.
Значит, можно считать, что у этой истории благополучный конец? Наверное, лучше сказать — благополучное начало.
Из тех, немногих дорог, что доступны Николаю Хмолонку, он выбрал труднейшую — преодоление, казалось бы, непреодолимого. Когда-то, совсем мальчиком, он прочёл «Как закалялась сталь» и клятва прикованного к постели Павки Корчагина стала его клятвой самому себе: во что бы то ни стало сделай жизнь полезной. Только надо поддерживать Колю тем, кто рядом с ним — за столом, в студенческой аудитории. Чтобы не оставило мужество Николая Хмеленка на его нелёгком пути, не поколебалась вера в доброту людей. Чтобы никогда на его рисунках не гасло солнце и тёплая, живая земля не показалась в какой-то миг остывшей планетой.
Д. МАНАЕВА.
(Спец. корр. «Советской Белоруссии»)
(Спец. корр. «Советской Белоруссии»)
Последний раз редактировалось: Admin (Пн Окт 24, 2022 8:25 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Окт 07, 2024 11:23 am автор Admin
» Умершая деревня
Пн Июн 10, 2024 4:07 pm автор Admin
» Светлой памяти одноклассницы Побединской Оли
Пн Май 22, 2023 9:03 pm автор Admin
» Чернобыль. Как там живут люди?
Вт Фев 21, 2023 3:32 pm автор Admin
» Чернобыль. Как там живут люди?
Вт Фев 21, 2023 3:31 pm автор Admin
» Наши учителя
Ср Фев 15, 2023 2:47 pm автор Admin
» Расписание уроков в 10 классе в 1974/1975 учебном году в Савичской СШ
Чт Ноя 10, 2022 3:57 pm автор Admin
» Чернобыльская катастрофа в документах и материалах
Вт Ноя 08, 2022 2:11 pm автор Admin
» Белорусский Чернобыль: земля живая и мертвая
Вт Ноя 08, 2022 2:01 pm автор Admin